Меню
Назад » »

Сбережём культуру семейских!

Погожий сентябрьский деревенский денёк. Вдали виднеется лес, где-то ещё жёлтый, где-то уже серый. Я захожу во двор через ворота с крышей, как принято было говорить, «под кабаном». Крыша над воротами для того, чтобы влага не разлагала древесину. Ворота у семейских служили хозяевам очень долго, как, впрочем, и забор, и всё остальное. Мы на "Семейском подворье" в селе Шаралдай Мухоршибирского района.

Во дворе чистота и порядок, всё на своих местах. Стайки для домашнего скота, помещения для орудий труда сделаны под одной крышей тоже для того, чтобы во дворах было сухо, чисто, и древесина не разлагалась. А в холодное время года в помещениях под одной крышей лучше сохранялось тепло. Тут же и банька по-чёрному, и колодец-журавль. Всё во дворе сделано добротно, на совесть, на века. В малом дворе стоят качели, те самые, деревянные, на которых ребятня качалась по праздникам, на Пасху особенно, да и не только ребятня, но и молодые парни с девушками.

Вхожу в дом. Порог в сенях очень высокий, с большим количеством ступенек. Это было сделано для того, чтобы в избу люди заходили в чистой обуви. Ведь пока поднимаешься наверх по ступеням, вся грязь отстанет от обуви. В сенях много домашней утвари: прялки, кожемялки, старинные утюги, гребни для расчёсывания шерсти, серп, всевозможные горшки и чугунки. В избе всего две комнаты: кухня и комната с красным углом. В красном углу иконы на красивом, расшитом заботливыми руками хозяйки полотенце. На стенах висят портреты семейских старожилов – портреты нашего Мухоршибирского художника Михаила Зиновеевича Оленникова.

В доме одна кровать, на которой спали родители. Для детей - полати. Рядом с кроватью висит люлька - для самого маленького. В семье у семейских, детей было, как правило, много, и в люльке нуждались достаточно часто. На окнах занавески, такие же красивые, расшитые, как и полотенце. Окна в доме у семейских делались небольшими, чтоб тепло не уходило. Но, надо отметить, что у любого хозяина дом был очень светлым. Удивительно, как так строители могли рассчитать, чтоб и светло было, и тепло! Пол из широких добротных досок. На полу лежат вязанные крючком коврики. В полу за печкой есть продушина. Делали её специально для продуктов, ведь холодильников не было, и продукты питания хранили в подполье, там они не замерзали и не сырели. В доме у семейских есть сундук для хранения одежды. А вот одежды было не так уж и много.

В кухне стоит шкаф, красивый, деревянный, сделанный, возможно, руками хозяина. За печкой обязательно веник и ухват - первые орудия труда хозяйки. На столе скатерть. Стоит ли говорить о красоте её? Хотя скатерть стелили не всегда. Едоков в семье было много, большинство из них - маленькие дети, и каждый раз стирать скатерть после еды не будешь. И самое главное в доме - печка. Печей с плитами раньше не было. И все блюда готовили в русской печке, для того и ухват. Для красоты на печке висит занавеска.

И вот я уже вижу на кухне свою прабабушку Агафью Артёмовну. Она в своём сарафане, запоне, ичигах и кичке что-то готовит в русской печке. На шее у неё янтарные бусы. А чего она только не готовила! И тарки, и различные пироги, и пирожки. Но особым её блюдом, по словам моей мамы, были щи. Она каждый раз готовила их по-разному. И каждый раз щи были очень вкусными. Капусту Агафья Артёмовна квасила по-своему - с анисом. Перед тем, как сесть за стол, прабабушка всегда крестилась. И все её подруги семейские, когда заходили к ней в дом, тоже крестились. Это у семейских было строго - соблюдение веры.

И вот соберутся подруги на праздник, заварят "бравый" чай и пьют его из блюдца. А потом начинают петь песни. А какие у семейских песни! Протяжные, многоголосные, с распевами. И все о тяжёлой доле. И это лишь то немногое, что мы можем увидеть глазами. Сегодня в семейских сёлах Мухоршибирского района сохранилось не так уж и мало таких домов.

Но со временем их становится всё меньше и меньше. Люди отходят от традиций семейщины. И так не хочется, чтобы этот музей - "Семейское подворье" - остался лишь памятником! Но уходят в прошлое не только предметы быта семейских, традиции их песнопения, рецепты блюд и рецепты лечения недугов. Уходит в прошлое душа семейского человека, его мировоззрение, образ жизни.

Ведь нам, людям XXI века, можно только позавидовать крепости нравственных устоев староверов. Уважение к родителям, почитание стариков, трудолюбие - вот в чём воспитывали своих детей семейские. Муж уважал жену, жена почитала мужа. Семьи у староверов были очень крепкие. Семейские не позволяли себе курить и употреблять спиртное. Как же сохранить нам то самое дорогое, что было у семейских, то нематериальное? Сегодня носителей культуры семейских остаётся очень мало. Подрастающее поколение в большинстве случаев не интересуется историей и культурой семейских. Но никто, кроме нас самих, не будет сохранять культуру старообрядцев. Наша задача - сберечь этот бесценный дар, сберечь традиции наших предков.

Хорошо было бы в местных школах уделять внимание культуре и истории семейских. К примеру, на уроках русского языка и литературы  говорить об особенностях языка семейских, об их старинных книгах. На уроках истории - рассказывать об истории заселения семейских, на уроках обществознания можно затронуть их семейные обычаи, их нравственные устои. На уроках искусства можно поговорить об устройстве семейской избы, об особенностях костюма семейских. На уроках музыки - знакомиться с песенным искусством староверов. На уроках рисования мы можем изучать не только хохлому и палех, но и домовую роспись семейских. На уроках технологии девочки могли бы готовить лакомства староверов и основные блюда, которые должна уметь готовить любая хозяйка. А мальчики на уроках технологии могли бы получить навыки работы с деревом. Много в наших местах лекарственных трав, о которых можно рассказать на уроках естествознания.

Чем сильнее характер человека, тем легче ему переносить все тяготы и невзгоды жизни. Многие учёные - историки, философы - не раз указывали на то, что истоки истинного русского характера следует искать как раз у староверов. Безграничное терпение, трудолюбие, смелость, вера - всё это от них. Сохраняя культуру семейских, мы сохраняем их душу, свою душу, себя.

Семейские пришли сюда, на бурятскую землю, вросли корнями здесь и живут уже третье столетие, считая эту землю своей. Недаром бытует мнение, что земля за Байкалом - особенная земля. Здесь мирно соседствуют люди разных национальностей и религий, с уважением воспринимая обычаи другого народа. И кому, если не нам, сохранять свои традиции? ,

Автор - Иванова Ангелина

avatar
0
1
Довольно не часто в наше время можно столкнутся с сохранением в русских семьях старинных традиций культуры и быта. Очень интересно было почитать о культуре семейских, и как выглядела семейская традиционная семья во времена без интернета, компьютеров и новейших технологий. В то время было намного больше духовных ценностей, чем сейчас. И очень радует что такие "островки" без новизны сохранились до наших дней.
avatar