Меню
Назад » » 2019 » Январь » 24

Депутаты поддержали законопроекты о фейковых новостях

Первый из двух законопроектов вводит запрет на распространение в интернете недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу, в частности, жизни и/или здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и/или общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры или наступления других тяжких последствий.

Согласно документу, в случае обнаружения этой информации Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. После этого на основании такого обращения Роскомнадзор незамедлительно направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, на котором размещена указанная выше информация, а также определяет хостинг-провайдера указанного информационного ресурса и направляет ему уведомление о нарушении порядка распространения информации и требование о принятии мер по ее удалению.

Затем оператор связи, получивший требование Роскомнадзора, обязан сразу ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу.

В свою очередь хостинг-провайдер в течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

В случае же, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

Второй законопроект вводит административную ответственность за распространение такой недостоверной информации.

Эти деяния предлагается наказывать административным штрафом: для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц – от 400 тыс. до 1 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Как отметил Первый заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин, поддержанные документы позволят оперативно блокировать в интернете недостоверную общественно значимую информацию.

«Речь идет не о любой недостоверной информации, таких случаев очень много, интернет буквально пестрит всяческими фейковыми новостями, но речь идет именно о той информации, которая способна привести к причинению тяжкого вреда и иных тяжких последствий», — подчеркнул депутат.

В ходе заседания было принято решение о замене докладчика по этим вопросам – ранее было запланировано выступление члена Совета Федерации Андрея Клишаса. Но затем он был заменен на члена Совета Федерации Людмилу Бокову, которая представила документы.

Говоря о ряде положений законопроекта, Людмила Бокова отметила, что предлагаемые нормы не создают оснований для злоупотребления их применения. «Применение в законодательстве оценочных понятий допускается как Конституционным судом, так и Европейским судом по правам человека», — сказала она.

«Заведомо недостоверной информацией является явное несоответствие сведений фактическим обстоятельством, о которых стало известно лицу. Законопроекты не предоставляют возможность для оценки желательности или нежелательности распространения подобного рода информации, потому здесь неуместна критика о цензуре», — отметила член СФ. Она напомнила, что определение недостоверной информации дано в ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Людмила Бокова рассказала, что законодательства ряда зарубежных стран также предусматривают необходимость противодействия распространению недостоверной информации, имеющей общественное значение.

«Новый состав административного правонарушения предполагает возможность привлечения к административной ответственности только в результате умышленных действий по распространению соответствующей информации», — сказала она, добавив, что если автор сам проверил и подтвердил достоверность сведений, «как это работает в СМИ», санкции к нему применяться не будут.

Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин сообщил, что Комитет поддерживает концептуально этот законопроект, но считает, что он требует дальнейшего обсуждения и доработки.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников также заявил, что инициативы «концептуально можно и нужно поддержать, но при этом [в документе о внесении изменений в КоАП] требования правовой определенности должны быть», в частности, следует уточнить определения и термины, используемые в законопроектах.

«Как сказал Председатель [Государственной Думы Вячеслав Володин] нужно не торопиться, а провести совещания и обсуждения, чтобы этот инструмент [ограничение распространения недостоверной информации] был эффективным», — заключил депутат.

Председатель ГД отметил, что законопроекты вызвали большое количество вопросов у депутатов – рекордное в текущей сессии. Вследствие чего Вячеслав Володин отметил, что перед рассмотрением документов во втором чтении их авторам следует провести консультации с фракциями Государственной Думы.

Правительство в своих отзывах поддержало концепцию законопроектов с учетом внесения ряда изменений ко второму чтению. Предоставление отзывов кабмина было одним из условий, обозначенных вчера Советом ГД, для рассмотрения сегодня на пленарном заседании этих законопроектов.

Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar