Назад » » »

Бронзовый век. Первые металлурги, земледельцы и скотоводы на берегах Селенгии скотоводы на берегах Селенги

Эпоха бронзы.

Во второй половине III – начале II тыс. до н.э. в составе находок из археологических памятников Забайкалья и Прибайкалья впервые появляются изделия из меди и бронзы. Наступила эпоха бронзы. В степных районах Забайкалья в раннем бронзовом веке жило население селенгинско-даурской культуры, в хозяйстве которого все большее значение начали играть скотоводство и земледелие. В середине II тыс. до н.э. ее сменила культура плиточных могил, население которой продолжало жить в крае и в раннем железном веке до III в. до н.э.

В бронзовом веке значительные изменения произошли и в окружающей среде. В эту эпоху окончательно сформировалась современная природная обстановка. С конца III тыс. до н.э. климат стал более сухой, а с середины II тыс. до н.э. он характеризовался всеми особенностями резко континентального климата, характерного для нашего времени. Изменения в природе отразились на хозяйственных занятиях и образе жизни обитателей окрестностей Улан-Удэ – лесных охотников, рыболовов и собирателей.

история Бурятии бронзовый век

Земледельческие орудия труда – каменные сечкообразные мотыги эпохи ранней бронзы со стоянок степной зоны Южной Бурятии

С наступлением более сухой климатической фазы в конце III тыс. до н.э. на территории нашего края появились лесостепные и степные ландшафты. Вместе с ними в окрестностях Улан-Удэ перед лесными жителями предстали необычные люди. Они привели с собой животных, которые не боялись их, а даже, напротив, постоянно жили рядом с ними. Весной с наступлением тепла эти люди начинали вскапывать землю и бросать в нее семена съедобных растений, которые таежники обычно съедали, а не хранили всю зиму. Так, в окрестностях Улан-Удэ появились люди селенгинско-даурской культуры, занимавшиеся в отличие от таежных обитателей не только охотой, рыболовством и собирательством, но и производящим хозяйством – скотоводством и земледелием. Об этом убедительно свидетельствуют материалы Нижнеберезовской стоянки.

В связи с тем, что климат стал более сухим, лесные ландшафты начали отступать по долинам рек на север или подниматься вверх по склонам гор, их место занимала степь. Территория нашего города в то далекое время находились на стыке леса и степи. Поэтому разумно было вести именно комплексное многоотраслевое хозяйство, при котором отрасли взаимно дополняли продукцию друг друга. Рядом с древним поселком располагались небольшие посевы, паслось стадо домашних животных. Поблизости находились охотничьи угодья, на Селенге и близлежащих озерах велся рыбный промысел. Поблизости от поселка люди собирали дикорастущие съедобные растения.

Хотя при раскопках на Нижней Березовке не были обнаружены следы бронзолитейного производства, но в знакомстве ее жителей с металлургией бронзы сомневаться не приходится. В мировой археологии уже давно установлена закономерность появления металлургии бронзы со становлением производящего хозяйства. В поселении в устье речушки Нижняя Березовка эти отрасли уверенно прослеживаются.

Бронзовые орудия труда улучшили качество обработки земли, ухода за скотом. Используя металлическое охотничье оружие и рыболовные крючки, люди стали больше добывать зверя, рыбы. Повысилась продуктивность всех отраслей хозяйства, а это подняло уровень жизни населения.

Со временем население селенгинско-даурской культуры Забайкалья все больше переключалось на ведение земледельческого и скотоводческого хозяйства. Эти виды занятий более надежно по сравнению с отраслями присваивающего хозяйства обеспечивали людей продуктами питания и разнообразным сырьем (шерстью, шкурами, кожей, костью, сухожилиями и т.д.) для изготовления различных орудий труда и предметов быта. Территория селенгинско-даурской культуры охватывала степные и лесостепные пространства Южного Забайкалья, Северной, Центральной и Восточной Монголии. Окрестности Улан-Удэ являлись, таким образом, северо-восточной окраиной ареала этого культурного образования.

Принято считать, что с возникновением производящего хозяйства, земледелия и скотоводства, начинается переход от материнской родовой общины к патриархальным родовым отношениям. Не исключено, что изменения подобного характера произошли у обитателей Нижнеберезовского поселения на территории Улан-Удэ с развитием и упрочением у них мотыжного земледелия и скотоводства. В этих отраслях производства мужской труд имел преобладающе значение, что повышало положение мужчины в обществе.

Скотоводы Удинской долины.

Палеогеографические данные с территории Монголии, Забайкалья и Прибайкалья показали, что к середине II тыс. до н.э. в Забайкалье и Монголии установился резко континентальный климат, для которого характерно жаркое, сухое лето и холодная, малоснежная зима. Сухой климат ухудшал условия для занятия земледелием, несколько ограничивал возможности охоты и рыболовства, т.к. сокращались лесные пространства, мелели или даже исчезали небольшие речки и озера. В то же время расширение степных пространств, которые являлись прекрасными пастбищами, стимулировало развитие скотоводства.

Скотоводы бронзовый век Бурятии

Скотоводы Удинской долины.

При этом малоснежные зимы позволяли людям кормить скот, как и в летний период, подножным кормом. В результате население степей Забайкалья и Монголии в середине II тыс. до н.э. перешло к круглогодичному содержанию скота на подножном корму. Изменение экономического (хозяйственного) уклада привело к коренному изменению материальной и духовной культуры населения селенгинско-даурской культуры. В результате произошло формирование новой культуры плиточных могил.

Культура плиточных могил.

Хозяйственные занятия и религиозные верования. В новых исторических условиях большое значение для людей приобрели пастбищные угодья. Возникла острая необходимость закрепления за коллективами мест выпаса скота, их стали окружать могильниками. Они закрепляли за скотоводами право на владение пастбищными угодьями в определенной местности. В результате в долинах рек и на склонах сопок в окрестностях нашего города появились так называемые плиточные могилы. В антропологическом отношении люди культуры плиточных могил были монголоидами.

Плиточные могилы повсеместно разбросаны в окрестностях УланУдэ. Они имеются в Сотниково, Эрхирике, Тологое, Саянтуе, Шалутах, Ганзурино, на сопке Тапхар недалеко от п. Иволгинское и во многих других местах. Один из могильников – Савелов Крест – расположен на южном и юго-восточном склонах горной гряды Батасановская в пределах городской черты. При раскопках в плиточных могилах находят останки умерших, уложенных на спину головой на восток. От одежды и обуви сохранились различные украшения. Погребения также сопровождаются орудиями труда, оружием, фрагментами глиняных сосудов и другим инвентарем. По религиозным верованиям люди после смерти переходили в мир мертвых, в котором продолжали заниматься производственной деятельностью.

Плиточная могила в Этнографическом музее народов Забайкалья

Рядом с могильниками часто располагаются наскальные рисункипетроглифы, нанесенные минеральной краской из охры. На них изображали оградки. Внутри и вокруг них располагаются точки-пятна и схематические фигурки человечков, распластанные в полете птицы хищных видов: коршуны, орлы, ястребы, соколы.Оградки и точки означали загоны со скотом. Их оберегали духи-предки скотоводов бронзового века. Птицы олицетворяли собой верхний мир. Рядом с петроглифами устраивались святилища, жертвенники и каменные поминальные выкладки. Они свидетельствуют о совершении обильных приношений и исполнении сложных ритуалов во время проведения религиозных обрядов.

У населения культуры плиточных могил существовало высокоразвитое бронзолитейное производство. Металла в это время было много, его уже не экономили. Поэтому металлические изделия характеризуются очень высоким качеством изготовления. Обработка кости и рога, разных пород камня, керамические изделия свидетельствуют о значительном развитии домашних ремесел, унаследованных от населения селенгинско-даурской культуры предшествующего времени. Являясь жителями степей, племена культуры плиточных могил поддерживали отношения обмена с лесным населением края. Таежникам они поставляли продукцию бронзолитейного производства, получая взамен меха лесных животных.

Культура херексуров и оленных камней.

В конце II тыс. до н.э. в жизни степного населения произошли очень крупные изменения. В это время в природе евразийских степей от хребтов Хингана на востоке до Причерноморья на западе началась фаза усиления сухости климата, так называемой аридизации. Падал уровень воды в реках, пересыхали протоки, небольшие речки и степные озера, исчезали родники. Это вело к падению продуктивности пастбищ, а значит и ухудшению условий жизни для скотоводческого населения. По всей полосе евразийских степей началась миграция людей.

Некоторые племена культуры плиточных могил переселились в степи Западной Монголии, а оттуда часть местного скотоводческого населения культуры херексуров и оленных камней продвинулась на восток вплоть до современной Южной Бурятии. По своему внешнему виду эти люди выглядели совсем по-другому. На это сразу обратили внимание монголоидные плиточники, проживавшие в окрестностях современной территории нашего города. У них был более светлый цвет кожи, волос и глаз. Глаза не имели характерного для плиточников раскосого разреза.

По особенностям своего антропологического типа пришельцы были европеоидами. Над могилами своих умерших сородичей они возводили совсем другие сооружения в виде каменных курганов, окруженных оградами круглой, квадратной и других форм. Их ученые назвали херексурами. Они открыты учеными в тех же местах, где находятся и плиточные могилы местного населения: на Тапхаре, в Ганзурино, Оронгое, Кибалино, Хурамше, Шалутах и др. местах. Смешение населения обеих культур вело к появлению метисного типа и европеоидной примеси в массе монголоидного населения плиточников. Но постепенно мигранты растворились среди местного населения.

Общественный строй населения культуры плиточных могил и херексуров.

При занятиях кочевым скотоводством резко возросло значение мужского труда в сфере хозяйственной деятельности. Поэтому окончательно установился патриархальный строй. Земля стала средством производства, а скот – легко отчуждаемым продуктом. Из-за земли, пастбищ, скота стали происходить военные столкновения. В обществе появляется воинская прослойка, которая стала занимать, наряду с общинной верхушкой, привилегированное положение. Произошло формирование родо-племенной знати, началось разложение первобытнообщинных отношений среди населения культуры плиточных могил и херексуров, возникло материальное неравенство.

В конце II тыс. до н.э. в монголо-забайкальских степях появляются статуарные памятники в виде каменных изваяний, получивших название «оленных камней». На них наносились изображения оленей с ветвистыми рогами, парадные и боевые пояса, боевое оружие: кинжалы, ножи, луки, щиты и другие атрибуты воинского снаряжения.

Одним из лучших образцов этих памятников является Иволгинский оленный камень, обнаруженный в 1856 г. Д. Давыдовым – автором слов песни «Славное море, священный Байкал». Статуарные памятники воплощали в себе образ воина-вождя.

На позднем этапе своего развития, ближе к середине I тыс. до н.э., население культуры плиточных могил осваивает металлургию железа, что повысило уровень развития отраслей производящего хозяйства, а также военного дела. Эти процессы вели к росту имущественного неравенства и дальнейшему разложению первобытнообщинных отношений. Постепенно в среде населения культуры плиточных могил произошло формирование строя военной демократии, при котором набеги с целью грабежа и получения военной добычи превращаются в своего рода промысел, а в общественной жизни еще больше возрастает роль военных вождей и воинов.

Теги
Территория города в древности, бронзовый век, бурятия, забайкалье, скотоводство, земледелие, поселения, орудие труда, история, древние люди, территоря , плиточные могилы, оленные ,
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar