Меню
Назад » » »

Юг. Все дороги ведут в Кяхту


Улан-Удэ — Иволгинская долина — Тамчинский дацан — Новоселенгинский музей декабристов — г. Кяхта


Из города Улан-Удэ в старинный приграничный город Кяхту можно добраться через Иволгинский район — Великий чайный путь и через Тарбагатайский район — большой семейский тракт.

Иволгинская долина вобрала в себя всю прелесть и красоту южной Бурятии. Здесь можно поправить свое здоровье, наслаждаясь прекрасным воздухом, степными ветрами, солнечными днями. На скалах долины сохранились многочисленные рисунки, изображающие моменты жизни далеких предков, сцены охоты, зверей, фрагменты военных действий.

Но главная достопримечательность — Иволгинский дацан. Монастырь притягивает множество паломников и туристов со всех концов света. Здесь находится Нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлова. В 1927 г. в возрасте 75 лет Д.Д. Итигэлов ушел в нирвану. В соответствии с завещанием его поместили в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и захоронили в местности Хухэ Зурхэн Иволгинского района. Через 75 лет XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев вместе с ламами, в присутствии судмедэкспертов, вскрыли бумхан с телом и, убедившись в его нетленности, перенесли в Иволгинский дацан. Решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное нетленное тело Д. Д. Итигэлова признано одной из трех буддийских святынь России, наряду с Атласом тибетской медицины и статуей Сандалового Будды Зандан Жуу. Все три святыни находятся в Бурятии.

Байн Тугад ом мани падме хум гора бурятияНа фото: Байн-Тугад.

Байн-Тугад (в переводе с бурятского — «щедрый павлин»). Горная возвышенность напоминает издалека голову большой птицы и представляет собой сакральное место. У подножия горы находится древняя пещера с наскальными рисунками солнца, зверей и птиц. Для местных жителей сопка служит священным местом, где они проводят молебны с жертвоприношениями духам местности. 

Байн-Тугад древняя пещера На фото: древняя пещера Байн-Тугад

Спасский собор построен в 1789 г. на правом берегу реки Селенги, в центральной части бывшего города Селенгинска. Композиция собора выделяется выразитель ностью пропорций и изяществом форм. В архитектуре храма прослеживаются черты древнерусской культовой архитектуры и элемен тов барочного стиля. Главным украшением интерьеров был иконостас, украшенный золоче ной резьбой. Сегодня здание не используется и находится в аварийном состоянии. 

Селенгинский Спасский соборНа фото:Селенгинский Спасский собор

Вознесенский собор, заложенный 1 октября 1867 г., построен по проекту выдающегося зодчего Константина Тона. В 1895 г. собор стал главным храмом Селен гинска. Особен ность храма — полуциркуль ные фронтоны, сочетающиеся с арочными окнами. 

На фото:Собор Вознесения Господня

Гусиноозерский (Тамчинский) дацан — один из самых старинных сохранившихся дацанов в России. Расположен на юго-западном берегу Гусиного озера. В 1741 г. он представлял собой большую юрту, в 1750 г. был построен первый деревянный храм, а к 1848 г. в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В дацане ежегодно проводился Цам — грандиозное религиозное театрализованное представление, на которое съезжались тысячи верующих. 

Восстановленный Тамчинский дацан, гусиноозерск, Улан-УдэНа фото: Тамчинский дацан (восстановленный)

На территории дацана находится легендарный археологический памятник — оленный камень («Алтан-Сэргэ» — золотая коновязь), которому, по определению археологов, 3,5 тыс. лет. Камень получил свое название от высеченных на нем изображений оленей. Первоначально «Алтан-Сэргэ» был установлен на погребальном комплексе святилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и помещен у центрального храма Цогчен.

оленный камень , Алтан-Сэргэ — золотая коновязьНа фото: Оленный камень («Алтан-Сэргэ» — золотая коновязь)

По легенде каменная стела служила коновязью для лошадей небожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал. «Алтан-сэргэ» выполнен из цельного 2,6-метрового куска камня четырехгранной формы. На всех четырех гранях-плоскостях размещены высокохудожественные многофигурные композиции. Среди насыщенного орнамента выбиты летящие в галопе олени.

 

Музей декабристов (п. Новоселенгинск). В Новоселенгинске провели оставшуюся жизнь после выступления на Сенатской площади главные члены Северного Общества декабристов: братья Н.А. и М.А. Бестужевы, К.П. Торсон. В 1975 г. здесь был открыт музей декабристов в особняке купца Старцева. Здание в стиле классицизма построено в начале 40-х гг. XIX в., возможно, при участии Н.А. Бестужева и представляет собой образец деревянной архитектуры Забайкалья первой половины XIX в. В музее 11 залов, каждый из которых тематически связан с деятельностью декабристов.

На фото: Музей Декабристов

Воскресенский собор заложен в 1830 г. по проекту московского архитектора Г. Герасимова, к строительству были привлечены итальянские мастера. По отзывам современников, «по внутреннему благолепию и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Сибири». В соборе был установлен уникальный хрустальный иконостас с серебряными царскими вратами, живописью икон, серебряными престолом и жертвенником, драгоценным евангелием и громадным серебряным паникадилом, усеянным цветными камнями. В советские времена Воскресенский собор был заброшен. И только в 1971 г. началась его реставрация.

Воскресенский соборНа фото: Воскресенский собор

В 1810 году в купеческой слободе Кяхта города Троицкосавека было принято решение вместо старой деревянной Воскресенской церкви построить каменную величественную церковь как символ российской государственности на востоке страны, как символ процветания кяхтинской торговли. Проект церкви был разработан московским архитектором Григорием Герасимовым. Храм с двумя «теплыми» приделами во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая чудотворца был заложен 1 июня 1830 года.

На строительство и украшение церкви делались большие пожертвования. Первоначально стоимость здания церкви определялось в 600 тыс. рублей, но затраты значительно превысили эту сумму. В октябре 1838 года «теплые» пределы были освящены. В 1848 году архиепископ Иркутский Нил утвердил разработанный архитектором Разгильдеевым проект роскошного иконостаса для главного придела храма. Впоследствии путешественники писали о храме: «По внутреннему убранству и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Сибири». В церкви был бронзовый иконостас с хрустальными колоннами и серебряными царскими вратами, в центральном приделе были серебряные престол и жертвенник, огромное паникадило, усеянное цветными камнями, драгоценное евангелие.

Воскресенский собор, внутри,На фото: Воскресенский собор, убранства.

Максимальные габариты здания церкви 29,82x49,7 м. Колокольня -огромное четырехъярусное строение высотой до верхушки креста 42,6 м. с башенными часами с боем и набором колоколов, вес главного из которых составил 562 пуда. Высота самой церкви до верхушки купола составляла 32,0 м. С юга, востока и севера храм украшен шестиколонным портиком. Полы в храме были из чугунных и аспидных плит. Церковь была обнесена оградой из массивных каменных столбов и чугунных решеток. С запада при церкви были два одноэтажных здания жилого предназначения. В конце XIX века с южной стороны здания была устроена часовня-склеп, по некоторым данным в которой был погребен большой церковный благотворитель купец Я.А. Немчинов с сыном.

Воскресенский соборНа фото: Воскресенский собор

Воскресенская церковь была закрыта постановлением Центрального Исполнительного Комитета Бурят-Монгольской АССР от 31 января 1930 года по надуманным основаниям. Определенное время церковь использовалась под склад Спецторга, а в последствие была заброшена. В 1971 году началась реставрация Воскресенской церкви. Планировалось разместить в храме музей исследования и открытий Юго-Восточной Азии.

Распоряжением Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом и Министерства культуры РФ от 5 апреля 1996 года Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви. В том же году она была очищена от мусора, проведен необходимый минимальный ремонт, в Казанском южном приделе было оборудовано помещение для совершения богослужений. 31 августа 2000 года при Воскресенской церкви зарегистрирован приход.

 

Город Кяхта Расположен на российско-монгольской границе, имеет статус «Исторического города России». Его прошлое изобилует событиями, связанными с историей развития российско-китайских отношений, российской торговли и купечества, эпохой географических открытий в Центральной Азии.

КяхтаНа фото: город Кяхта

В XVIII в. Кяхта стала широко известна как главный торговый центр на востоке России. Через нее проходил всемирно известный торговый «Чайный путь», а Кяхту называли «Российской столицей чая», «Золотыми воротами России», «Москвой на востоке». «Золотой век» города продолжался около 200 лет, после сокращения объемов торговли на «Чайном пути» начался период его упадка. В годы революции и гражданской войны Кяхта была влиятельным политическим и военным центром на востоке страны. В более позднее время развивалась как приграничный торговый и промышленный центр.

КахятаНа фото: город Кяхта

В течение нескольких веков сотни караванов и обозов, груженные возами с чаем, тянулись из Кяхты – столицы «Чайного пути» России в город Верхнеудинск, на знаменитую Верхнеудинскую ярмарку.

Кяхта, чайный путьНа фото: Караван на чайном пути, г. Кяхта.

В настоящее время Кяхта — один из малых городов России, сохранивших своеобразный старинный облик. Именно через Международный автомобильный пункт перехода (мапп) в Кяхте мы переходим границу и попадаем в Монголию.

Кяхтинский краеведческий музей им. академика В.А. Обручева. Кяхтинский музей — старейший в Забайкалье. Его экспозиция состоит из 14 разделов, в фондах содержится более 30 тыс. единиц хранения, в том числе ряд уникальных образцов материальной культуры Центральной Азии. Есть богатая библиотека, в которой хранятся письменные свидетельства по древней и современной истории. Специалисты называют музей «Эрмитажем в миниатюре».

Кяхтинский краеведческий музейНа фото: Кяхтинский краеведческий музей им. академика В.А. Обручева.

Один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основан в 1890 г. До 20-х годов XX в. - единственное научно-исследовательское учреждение на территории современной Бурятии. Деятельность музея была тесно связана с учеными - исследователями Центральной Азии Г.Н. и А.В. Потаниными, П.К. Козловым, В.Д. Обручевым и местными энтузиастами краеведения - Ю.Д. Талько-Грынцевичем, П.С. Михно и др. 

Кяхтинский музей, совместно с академическими экспедициями, участвует в археологических исследованиях памятников азиатских гуннов. С 2009 г. музей издает газету "Песчаная Венеция". Фонды музея насчитывают более 120000 единиц хранения. Это природоведческий материал и предметы материальной и духовной культуры народов, населявших с древности территорию Южного Забайкалья, а также Монголии, Китая, Японии. Музей располагает коллекцией музейных предметов по истории Чайного пути. 

Музейный комплекс, осуществляющий сбор (комплектование), изучение, хранение, презентацию и ретрансляцию историко-культурного наследия региона в традиционных и инновационных формах, включает 11 строений различного типа, в т.ч. памятники истории и архитектуры

Кяхтинский краеведческий музейНа фото: Экспонаты Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.А. Обручева.

 

Успенская церковь. Рядом с городским кладбищем (ныне не существует) в 1727 г. была построена деревянная Успенская церковь. А в 1884–1888 гг. рядом с ней была возведена каменная церковь на средства богатого кяхтинского купца Я. А. Немчинова.

Кяхта, Успенская церковь

На фото: Успенская церковь г.Кяхта.

Гостиные ряды построены в середине XIX в. на месте сгоревшего деревянного Гостиного двора. Здание имеет прямоугольный корпус с галереями вдоль продольных сторон. Оно состоит из одиннадцати почти одинаковых секций, которые имеют два выхода на галереи, главные фасады образованы одиннадцатипролетными аркадами. В 1977 г. ряды были реставрированы, ныне в них размещаются магазины под общим названием «Торговые ряды».

гостинные ряды, КяхтаНа фото: Гостинные ряды г.Кяхта

Гора Омулевка — высокий утес, сложенный из древнего гранита, устремляется прямо в воды Селенги. Возле этих скал находится удобное место для отличной рыбалки — омуль всегда заходит сюда в нерестовый период. У горы есть еще одно название — Спящий лев: голова с косматой гривой лежит на лапах, просматриваются очертания мощной спины, а дорога у склона напоминает львиный хвост. С вершины Омулевки открывается великолепный вид на Селенгу.

Омулевка, спящий лев, селенгаНа фото: гора Омулёвка она же "Спящий лев"

На склонах горы произрастают редкие растения, многие из которых занесены в Красную книгу. Место знаменито также тем, что во время гражданской войны 2 января 1920 г. здесь произошел бой между местным партизанским ополчением и семеновскими карателями. С древних времен на этой горе шаманы проводят обряды и ритуалы.


Улан-Удэ — Музей старообрядцев с. Тарбагатай — Меркитская крепость —

Музей-усадьба И. Калашникова — г. Кяхта


На юг от г. Улан-Удэ раскинулась редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, дремучая тайга, песчаные распадки. Большая часть пути из Улан-Удэ в село Тарбагатай (районный центр) идет мимо голых высоких гор, отчасти приспособленных под пашню. Только справа среди зеленых берегов блистает на солнце Селенга с ее бесчисленными островами, заросшими сочной травой, ивняком и черемухой.

ТайгаНа фото: таежная речушка.

Горная вершина Мунку-СардыкНа фото: Горная вершина Мунку-Сардык

река СеленгаНа фото: река Селенга

Музей «Истории культуры старообрядцев». Основан отцом Сергием Палием в 2001 г., расположен при церкви в селе Тарбагатай. Здесь собрано более 5 тыс. экспонатов XVII–XX вв., используемых когда-то крестьянами в быту. Можно увидеть старинный механизм водяной мельницы, веялку, плуги и капканы, лыжи, подбитые камусом, расписные сани, швейную машинку «Зингер» 1896 г., телегу с деревянной осью, ступу высотой более метра, большие чайники из чистой меди, коллекцию самоваров. Удивляют металлические и каменные ядра величиной с кокосовый орех, которыми стреляли воины Емельяна Пугачева. Большой интерес представляют церковные книги в старинных переплетах. Все эти удивительные вещи принесли прихожане из Тарбагатая и соседних деревень.

Музей истории и культуры старообрядцевНа фото: Музей истории и культуры старообрядцев

 

«Табан Хурган» (Пять пальцев). Каменный останец высотой около двух метров в Мухоршибирском районе напоминает кисть руки человека, обращенную вверх. Это искусственное сооружение, т.к. пальцы укреплены контрфорсами, для того, чтобы прижимать камни к «ладони». Это правая кисть, а левая находится в Монголии. Местные жители считают останец святым. Они верят, что «Табан Хурган» способствует благополучию семьи.

Табан Хурган , Пять пальцевНа фото: Табан-Хурган (пять пальцев)

Меркитская крепость.

Меркитская крепость — одна из достопримечательностей Тугнуйской долины. Одно из преданий гласит, что много веков назад предводитель воинственного племени меркитов выкрал у Чингисхана любимую жену. Конечно, простить такой дерзкий поступок было невозможно, и Чингисхан выдвинул свое войско в долину реки Хилок, чтобы разгромить и уничтожить своих заклятых врагов. По легенде, именно здесь проходили сражения между двумя племенами, а природная каменная крепость с тайными ходами и пещерами служила меркитам оборонительным пунктом.

Меркитская крепостьНа фото: Меркитская Крепость

Музей-усадьба Исая Калашникова (с. Шаралдай). На территории усадьбы расположены две постройки: здание литературного музея и деревянная русская изба. В первом представлены произведения писателя, известные всему миру, личные вещи: рукописи, документы, фотографии, печатная машинка. В бревенчатой избе с узорчатыми наличниками окон можно познакомиться с точно воспроизведенным бытом старообрядцев, к которым относился и сам Исай Калашников. В музее постоянно проходят выставки, круглые столы, творческие встречи, а также занятия с учащимися Шаралдайской школы.

Дом-музей И. К. Калашникова На фото: Дом-музей И. К. Калашникова 

 

Теги
Улан-Удэ — сердце Российской Азии, Байн-Тугад, Новоселенгинский музей декабристов, Спасский собор, Иволгинская долина, г. Кяхта, Тамчинский дацан, Вознесенский Собор
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar